На сегодняшний день франшиза или договор франчайзинга является привлекательным способом получения дохода для многих предпринимателей. В США и странах Европы такая практика применяется уже много лет, а вот отечественные предприниматели познакомились с договором франчайзинга совсем недавно. Перед тем, как открыть бизнес по франшизе, необходимо изучить различные моменты.
Что из себя представляет договор франчайзинга
Ваш бизнес становится частью бизнеса правообладателя. По договору франшизы одна сторона обязуется передать другой стороне договора право пользоваться его исключительными правами при осуществлении предпринимательской деятельности, а вторая сторона договора обязуется платить конкретную сумму денег за получение такого права. Исключительные права включают в себя такой перечень прав, как право на фирменное имя, право на товарный знак, право на логотип и т.д. Одной стороной договора является правообладатель, то есть то лицо, которому принадлежит перечень исключительных прав, а второй стороной договора является пользователь таких прав, который получает права использования объектов исключительных прав во время своей предпринимательской деятельности. Договор франшизы может быть заключен с указанием срока действия или без такого указания.
Плюсы и минусы такого договора
У договора франчайзинга есть как и плюсы, так и минусы. Начнем с перечисления его плюсов:
По договору франшизы пользователь правами получает возможность воспользоваться знаменитым брендом или известным среди потребителей именем. Таким образом, ему самому не нужно будет тратить финансовых средств и дополнительных сил для утверждения на рынке. Он получает возможность использовать известную марку, тем самым без труда прокладывая себе путь на рынке.
Кроме того, пользователь получает все нужные советы и рекомендации правообладателя; во время своей предпринимательской деятельности он в любой момент может обратиться за помощью к правообладателю. Также в текст договора может быть включен такой пункт, как обязанность правообладателя обучать работников пользователя.
Возможность точно прогнозировать доходы. Это в первую очередь связано с пунктом 1, так как пользователь получает возможность использовать знаменитый бренд, который уже зарекомендовал себя с лучшей стороны. Вот почему подсчеты доходов здесь более точны, чем в тех случаях, когда бизнес начинают с нуля.
Легкость в получении кредита. Это преимущество играет немаловажную роль на сегодняшний день. Пользователь может с легкостью получить кредит в любом банке, так как в качестве гаранта выступает правообладатель, который популярен и приобрел известность.
Также пользователю не нужно самостоятельно заниматься изучением рынка. Это делает начатие такого бизнеса более привлекательным, так как правообладатель передает пользователю все знания, связанные с рынком потребителей.
У договора франчайзинга также есть и свои минусы:
Нужно иметь довольно большой стартовый капитал. По сравнению с теми случаями, когда бизнес начинают с нуля, франшиза требует наличие больших финансовых средств. Этот факт отпугивает многих бизнесменов.
Также немаловажную роль играет тот факт, что предпринимательская деятельность пользователя всегда связана с именем правообладателя, с рисками потери имени. Если какие-то факторы стали отрицательно влиять на имя бренда, то это обязательно скажется и на деятельности пользователя.
Наличие обязанности по уплате вознаграждения, которое бывает довольно крупным.
Советы тем, кто собирается открыть бизнес по франшизе
Как и при заключении любых других гражданско-правовых договоров, при заключении договора франчайзинга (кстати, в ГК РФ он именуется договором коммерческой концессии) в первую очередь нужно вступить в переговоры с другой стороной (правообладателем). Ведь, как правило, инициатива заключения договора исходит от пользователя. Когда стороны обговорили все существенные условия договора, можно его заключить. Договор заключается в письменной форме, а согласно гражданскому законодательству несоблюдение этого правила влечет за собой ничтожность договора. Но сам факт наличия письменного договора еще не может быть основой для возникновения прав и обязанностей. Согласно гражданскому законодательству России, договор подлежит государственной регистрации, которая является обязательной для возникновения прав и обязанностей. После акта государственной регистрации договор начинает действовать и становится актом регулирования прав и обязанностей сторон. Основные права и обязанности сторон по договору франчайзинга предусмотрены Гражданским кодексом. В первую очередь в тексте договора могут быть включены такие пункты, согласно которым пользователь имеет право давать разрешение на использование перечня исключительных прав. Основной обязанностью правообладателя является передача лицензии пользователю, согласно которой последний вправе использовать исключительные права правообладателя во время своей предпринимательской деятельности (товарный знак, знак обслуживания, фирменное наименование и т.д.). А основной обязанностью пользователя является выплата конкретного вознаграждения.
В настоящее время существуют пробелы в правовом регулировании договора коммерческой концессии. Поэтому договор должен быть как можно более подробным. Не лишним будет обратиться к юристу для проведения правовой экспертизы текста договора.
Мы рассказали о том, как можно открыть бизнес по франшизе. Но нужно также отметить, что, не смотря на законодательное регулирование договора, многие вопросы пока что остались за его пределами. Вот почему в таких случаях договор приобретает исключительную важность, так как является основным актом, который тщательно регулирует отношения сторон. По этой причине при заключении договора франчайзинга нужно обратить большое внимание на все пункты договора, не пропустить даже самой маленькой детали, так как в дальнейшем при возникновении каких-либо проблем вы не сможете опереться на законодательную регламентацию вопроса, потому что таковая вообще отсутствует.
Источник: